Аппетит, как известно, приходит во время еды. Ну, или во время просмотра меню в любимом ресторане. Как правило, меню для гостя должно быть ярким, манящим, неистово зовущим пробовать новые блюда. Сводящие с ума вкусные картинки – заслуга фуд-фотографа, работа которого точно заставит вас пустить слюну ещё до того, как вам принесут стейк из мраморной говядины с букетом свежих овощей.
Цель фуд-фотографа – съёмка, без преувеличения, идеальной еды. Существует множество методов и уловок, чтобы добиться визуальной красоты и безупречности блюда. Это подкрашивание, использование каких-либо макетов, закрепителей и так далее. Например, для рекламы лапши сам продукт отваривают не до полной готовности, чтобы сохранить эластичность и форму, а рис - подкрашивают гуашью для вида рассыпчатого и золотистого. Мясоколбасные продукты подсушивают строительным феном, чтобы поджарить поверхность, но не деформировать её. Вместо пива используют яблочный сок и искусственную пену (например, пену для бритья). Есть ещё множество различных вариантов и хитростей, но так ли всё на самом деле, как это описывают в разоблачающих статьях?
Чтобы прояснить ситуацию, мы встретились с опытным тюменским фуд-фотографом Максимом Денисенко, который поведал нам много занятных подробностей о фуд-фотографии на примере тюменских заведений.
Максим, открой уже секрет: в Тюмени фуд-съемка проводится с настоящей едой или используется бутафория?
Никакого фейка, вы видите только настоящие продукты и блюда. У нас нет таких гигантских производителей, для которых нужна яркая упаковка с вызывающими аппетит изображениями, чтобы распространять их продукцию по всей России, например. Всё гораздо проще: при съёмке блюд для меню тюменских заведений используют свежеприготовленную еду без каких-либо хитростей. Даже съёмку упаковок хлебобулочных изделий местных компаний проводили с абсолютно натуральными продуктами.
Получается, ты всегда снимаешь на кухне у заказчика?
Бывает, что снимаю и в студии. Здесь речь идет о фастфуде, а именно о бургерах. Для одной из бургерных я снимал продукцию прямо в студии. Каждый бургер повар собирал из заранее приготовленных компонентов, а мы лишь смазывали котлеты имеющимся под рукой кокосовым маслом для придания им сочности в кадре. В моей практике только один раз был использован приём при съёмке шашлыков, когда у нас шашлык максимально бликовал. Добились мы этого эффекта, слегка подрезав ножницами кусочки шашлыка, создавая своеобразные грани, которые будто преломляли свет, также мы подрумянили кусочки газовой горелкой. Для меню PLOVproject, например, мы не меняли размер и форму кусков шашлыка, но для создания эффекта свежеприготовленного мяса мы использовали немного кальянного дыма.
Какие продукты удобнее снимать в студии?
Частые гости в студии – суши и роллы. Курьер привозит свежие роллы, я просто снимаю готовый продукт. Либо приезжает повар и готовит роллы прямо в студии. Также проводил съемки пиццы, кальянов для создания кальянной карты. Последним нужны были снимки фруктов. Вот тут пришлось прибегнуть к маленькой хитрости – я использовал уксус для того, чтобы срез фруктов сохранил визуальную свежесть.
Хитрости – самая интересная тема. Поделись секретами.
Съемка лапши в коробочках имеет свои особенности. Готовить в полном объёме это блюдо нет смысла: глазу не видны те 2/3 продукта, которые помещены в коробочку. Чтобы процесс был менее затратным, часто в коробочки насыпается сырой рис, а на нем сверху лежит небольшое количество лапши и наполнителя, будь то овощи, мясо или морепродукты. Просто лапша в соусе с невидимой курицей на дне, например, мало кого заинтересует. Потребителю нужно показать продукт так, чтобы он видел весь состав.
Когда фотографии создаются непосредственно в заведениях, как происходит взаимодействие с кухней?
Практически во всех заведениях, где проходила съёмка, был постоянный контакт с кухней. Присутствовало полное взаимопонимание с шеф-поваром, который сначала показывал, как выглядит то или иное блюдо, и в какой посуде его подают. Если я понимал, что при съёмке будут сложности, мы обдумывали, как можно заменить посуду или в целом поменять подачу блюда. Иногда шеф-повар настолько заинтересован в съёмке, что принимает участие, предлагая свои идеи подложки или общей тематики будущего меню.
Сложнее ли делать фотографии с продукцией бара? Как в этом случае проходит съёмка?
Наверное, нельзя сказать, что съёмка сложнее. Многие напитки подаются со льдом, срок жизни одного коктейля не слишком большой, поэтому время для съёмки ограничено, но его вполне хватает, чтобы сделать нужную фотографию. Даже в случае со свежевыжатым соком не возникает проблем: все заранее приготовлено, и в считанные секунды делаются фотографии, пока напиток жив. Но большинство барной посуды имеет сферическую форму, отражая в себе за счет этого всё происходящее вокруг, и нужно очень аккуратно работать с этими отражениями, чтобы исходная картинка имела достойный вид.
Относительно работы с напитками есть какие-нибудь хитрости? Используются ли они вообще?
Самая популярная тема в интернете по этому поводу – как снимают пиво, и как идёт работа с пеной. Не так давно я снимал интерьер для нашего богандинского пивзавода и, естественно, продукцию. Конечно же, пока выставляешь свет, пена упадёт, долго она держаться не будет. У меня была своя фишка – морская соль. Щепотку морской соли добавляешь в пиво и только успеваешь снимать: выходит довольно большое количество пены. Если говорить про съёмку алкогольных коктейлей, то в этой ситуации алкоголь зачастую не используется вообще, кроме случаев, когда фотосъёмка совмещена с проработкой.
Обращаешь ли ты внимание на фото из меню тюменских заведений? Что тебе бросается в глаза?
Обычно я сразу понимаю, кто это снимал. У каждого фотографа есть свой почерк, по которому почти всегда можно угадать автора. Особое внимание обращаю на свето-теневой рисунок. То есть, если присмотреться, по бликам и теням можно понять, как это было снято, какие приборы использовались. Что-то новое для себя в Тюмени я, наверное, не почерпну. Здесь уже всё известно. Если захочется новых идей и свежих взглядов, тогда стоит съездить в Москву или Санкт-Петербург – в города, которые на шаг или два впереди нас. Одна из проблем меню в ресторанах Тюмени – качество печати. Очень часто замечаю, что практически везде оно оставляет желать лучшего. Это проблема номер один в нашем городе! Ты снимешь крутые фотографии, сделаешь правильную цветокоррекцию, дизайнер подготовит все файлы для печати, а на выходе мы получаем оранжевую говядину, малиновые креветки и, допустим, болотного цвета мяту. Меню – это важный инструмент, это основа, это источник продаж. Не все рестораторы это понимают, и многие закрывают глаза, не уделяя должного внимания. Можно легко управлять продажами, если подойти к созданию меню с умом и большой ответственностью.
Беседовала Марина Дементьева